Чудо-исследование, которое было распространенно во всех СМИ, доказывает, что можно похудеть на 10% быстрее, если есть одну шоколадку каждый день. Наша реальная цель состояла в том, чтобы показать, как легко распространить ложное исследование в новостях. Хотя многие источники новостей сообщили, что шоколад может помочь людям похудеть, мы хотели целенаправленно выявить недостатки этого исследования.
Этот проект имел оглушительный успех. Результаты исследования были представлены в газетах, таких как Bild в Германии — крупнейшей ежедневной газеты Европы, The Daily Mail и The Daily Express в Великобритании и в телевизионных шоу США и Австралии. Исследование было представлено в 20 журналах.
Добровольцы в возрасте от 19 до 67 лет были разделены на три группы. Одна группа соблюдала низкоуглеводную диету, в другой группе низкоуглеводная диета дополнялась 42 г темного шоколада каждый день, и третья группа была контрольная — с нормальной диетой. Исследователи отслеживали вес участников, а также проводили анализ крови и оценку качества сна и бодрствования.
Исследование показало, что участники, которые ели шоколад, похудели на 10% быстрее, чем те, кто был на диете без шоколада. Кроме того, эта потеря веса оставалась и после 3 недель исследования.
К сожалению, существует ряд ключевых недостатков исследования, которые были достаточно существенными, чтобы сделать результат бессмысленным. Примечательно, всего 16 человек участвовали в исследовании, которое продолжалось всего 3 недели. Исследователи также оценили 18 различных критериев. С таким небольшим количеством участников и таким широким спектром измерений исследователи имели 60% шансов найти «значимый результат».
Гэри Швайцер (Gary Schweitzer), издатель HealthNewsReview.org, сказал: «Исследование утверждает, что шоколад способствует потере веса. А журналисты сделали остальную часть — оболванивание людей, и как они делают это все время, „подбирая крошки“ от „слабых“, раздутых исследований».
Есть бесчисленные исследования, которые проводятся каждый день и сообщаются в средствах массовой информации. Журналисты должны быть осторожны в проверке этих исследований. К сожалению, иногда приманка из привлекательного заголовка и провокационных выводов может отвлечь от недостатков, когда не видно цифр и существенных доказательств.
Эта история должна послужить предостережением и для читателей и для журналистов, напоминая всем нам быть проницательным, когда дело доходит до оценки ценности исследований, которые появляются в новостях.