По мнению исследователей из Университета Левена во Франции, уникальная способность человека воспринимать лица (процесс, который происходит в правом полушарии головного мозга) появляется гораздо раньше, чем считалось ранее.
«Так же, как нарушение речи происходит при нарушениях в левом полушарии мозга, нарушения в правом полушарии ухудшают способность различать лица», — говорит соавтор исследования Бруно Россион (Bruno Rossion). Исследователи были заинтересованы в выявлении, в какой момент развивается способность распознавать лица.
Ранее ученые считали, что способность воспринимать лица, которая отличает нас от приматов, развивается когда дети учатся читать, но исследование, опубликованное в журнале eLife, предполагает, что эта способность уже «высоко развита» у младенцев в возрасте 4 месяцев.
До сих пор не было никаких доказательств, что младенцы обладают способностями, которые помогают самостоятельно определять лица в отдельную категорию.
«Родители и воспитатели знают, как быстро развивается мозг младенцев, но было трудно собрать доказательства из-за ограниченных методов», — говорит Россион. Исследователи провели мониторинг активности мозга у 15 детей с использованием электродов.
В эксперименте детям были показаны в быстрой последовательности изображения, в то время когда они сидели на коленях у матери. 48 изображений лиц перемешались с 200 изображениями животных, растений и техногенных объектов. Каждое изображение было показано по 166 миллисекунд.
Исследователи обнаружили, что, когда дети видели знакомое лицо, происходил всплеск активности в правом полушарии мозга. Интересно, что при сравнении результатов того же исследования, но проведенного среди взрослых, разница в активности между правым и левым полушарием была более выраженной у младенцев.
Россион объясняет, что люди далеко превосходят компьютерные алгоритмы: «Учитывая огромные ресурсы в распознавании лица, мозг младенцев не является тривиальным. Успех этого метода исследования у детей показывает, что его можно использовать в любом возрасте, чтобы улучшить наше понимание того, как мы развиваем способность воспринимать изображения».
Авторы утверждают, что лицо является частым и социально важным стимулом человеческого развития. Это исследование помогает понять, как развиваются способности визуальной классификации объектов.